НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Этот раздел сайта содержит нормативные правовые акты и стратегические документы Национальной системы квалификаций (далее – НСК) для участников проекта «НСК – конструктор карьеры» и иных заинтересованных лиц из числа преподавателей и методистов, а также полезные ссылки на ресурсы НСК.

Видеоролик «Общая характеристика Национальной системы квалификаций» https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/video/

Законом об образовании установлено обязательное применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ.

Закон об образовании (выдержки) https://bc-nark.ru/upload/iblock/c00/te3wwj1hnwhw9djmnh4xdhe82iihafmx/Vyderzhki-iz-Zakona-ob-obrazovanii.pdf

Требования к квалификации, установленные в профессиональных стандартах, являются ориентиром (сигналом от работодателей) для качественной подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.

Описание профессиональных квалификаций, а также примеры оценочных средств, одобренных работодателями (советами по профессиональным квалификациям) и используемых при проведении профессиональных экзаменов, можно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/). Там же можно найти и ссылку на соответствующий профессиональный стандарт, размещенный на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru

Описание профессий и требований к образованию также представлены в «Справочнике профессий» https://spravochnik.rosmintrud.ru/professions

Основным стратегическим документом НСК является Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Стратегия одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51).

В Стратегии определены основные направления развития НСК, задачи, механизмы реализации задач, планируемые результаты, целевые показатели и ожидаемые эффекты по результатам реализации Стратегии.

Представителям образовательных организаций следует обратить особое внимание на направление №4 «Обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда», которым поставлены задачи:

1. вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;

2. внедрение процедуры ускоренной актуализации примерных и основных профессиональных образовательных программ, в том числе по направлениям, связанным с развитием цифровой экономики, с учетом требований, предъявляемых работодателями к квалификации выпускников;

3. создание условий для подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации профессиональных образовательных программ (или их модулей) и основных программ профессионального обучения, в том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификации (далее – НОК).

Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года   Смотреть

8 июля 2022 года Председатель Национального совета А.Н. Шохин утвердил Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года.

Приоритетные направления были разработаны в соответствии со Стратегией развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и ориентированы на решение следующих задач:

1) повышение востребованности инструментов и механизмов НОК,

2) повышение качества услуг проведения НОК,

3) развитие финансовой модели НОК,

4) обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК.

Определены следующие направления повышения востребованности инструментов НОК:

1. подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК;

2. допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу и окружающей среде;

3. подтверждение результатов самообразования;

4. оценка квалификации персонала на предприятиях и в организациях;

5. оценка квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов.

Приоритетные направления развития независимой оценки квалификаций   Смотреть

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

В разделе представлены методические материалы, разработанные Базовым центром подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций для участников проекта «НСК – конструктор карьеры», а также иных заинтересованных лиц из числа преподавателей и методистов.

 Одним из маркеров качества образования является успешность выпускников профессиональных образовательных организаций, их востребованность работодателями. С целью профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры студентов реализуются программы по моделированию карьеры.

При разработке программы учебной дисциплины «Карьерное моделирование» или иной аналогичной учебной дисциплины можно воспользоваться примерной программой. Примерная программа учебной дисциплины «Карьерное моделирование» https://bc-nark.ru/upload/iblock/b57/yalg8qh1sm1r6mlfql709a1dkbxujlez/Prim_prog_KM.pdf

В помощь педагогам разработан электронный учебник «Карьерное моделирование: от цели к реализации» https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/textbook/

Более детально разобраться в вопросе подготовки и реализации учебной дисциплины можно, пройдя курсы повышения квалификации Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций (далее – Базовый центр). 

Программа повышения квалификации «Проектирование и реализация учебной дисциплины «Карьерное моделирование»https://bc-nark.ru/projects/education/levelup/programs/1019/

Для реализации приоритетного направления «Подтверждение профессиональных квалификаций выпускников высшего и среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК» разработаны и апробированы механизмы реализации, сформирован комплект методических материалов.
Студенты, успешно сдавшие профессиональный экзамен (НОК), получают два документа – диплом об образовании и свидетельство о квалификации, данные о котором заносятся в федеральный реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Таким образом у выпускников повышается конкурентоспособность на рынке труда, а значит, уверенность в завтрашнем дне.
Пройдя НОК в процессе обучения (в рамках промежуточной аттестации), студент получает «обратную связь» о степени соответствия полученных знаний и умений требованиям работодателей (требованиям профстандарта).  Даже в случае неуспешной сдачи НОК, он получает перечень вопросов, по которым ему нужно дополнительно позаниматься, пройти практическую подготовку.
В разделе для студентов, абитуриентов и молодых специалистов также представлены ссылки на ознакомительный демо-тест по профессиональным квалификациям, на другие профориентационные тесты, которые позволят сделать молодым людям свой карьерный план более реалистичным.
Представляем Вам методические материалы по организации процедуры подтверждения профессиональных квалификаций выпускников среднего профессионального образования посредством гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и НОК.

Методические материалы о совмещении ГИА и НОК

Инфографика «Профессиональный экзамен для студентов: инструкция по применению» (материалы для руководителей и методистов образовательных организаций)

https://bc-nark.ru/upload/iblock/3e7/Infogr_Profexam_metodist.pdf

Инфографика «Профессиональный экзамен: как подготовить студентов? (материалы для преподавателей и мастеров п/о)

https://bc-nark.ru/upload/iblock/e35/Infogr_Profexam_teachers.pdf

Методические материалы "Проведение промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся СПО и профобучения, совмещенной с НОК"

https://bc-nark.ru/upload/iblock/38a/Metod.mater.-GIA_NOK.pdf

Шаблон приложения к Программе ГИА (переходник) - сопоставление требований ФГОС и ОПОП и положений ПС

https://bc-nark.ru/upload/iblock/ad1/Perehodnik-FGOS_PS.pdf

Рекомендации по разработке оценочных средств для аттестации обучающихся на основе примеров разработанных для НОК

https://bc-nark.ru/upload/iblock/f16/Rekomendatsii-dlya-obrazovatelnykh-organizatsiy-po-primeneniyu-otsenochnykh-sredstv-NOK-dlya-provedeniya-attestatsii-obuchayushchikhsya.pdf

Разработка оценочных средств для аттестации студентов: 5 шагов

https://bc-nark.ru/upload/iblock/f81/Razrabotka-otsenochnykh-sredstv-dlya-attestatsii-studentov-5-shagov.pdf

Профессиональная ориентация старшеклассников организуется как работодателями, так и профессиональными образовательными организациями не первый год. В основном подобные мероприятия проводятся посредством экскурсий на предприятия, рассказами о профессии на мастер-классах, круглых столах, проведении деловых игр. Предлагаем включить в содержание мероприятий информацию о возможностях инструментов НСК и их применении.
Базовым центром разработаны рекомендации для педагогов и родителей, а также пособие для старшеклассников по применению инструментов национальной системы квалификаций в профессиональном самоопределении.
Материалы размещены на сайте Базового центра: https://bc-nark.ru/projects/education/constructor/levelup/ 
Мониторинг рынка труда помогает формировать перечни востребованных и перспективных профессий (специальностей) и квалификаций, планировать контрольные цифры приема по программам профессионального обучения и образования, актуализировать данные программ, организовывать опережающую подготовку кадров.
Цель мониторинга - помочь всем участникам национальной системы квалификаций получить актуальную востребованную информацию, необходимую для формирования эффективной кадровой политики организации, сформировать представление о новых, перспективных и устаревающих квалификациях и профессиях.
Мониторинг является удобным инструментом для организации опережающего обучения, а также, является базой для обоснованного формирования перечня общих компетенций в образовательных стандартах и образовательных программах.


Страхование Старый Оскол